Rapala (/ˈræpəlɑː/ RAP- ə-lah) — финская компания по производству товаров для рыбалки. Компания была основана в 1936 году Лаури Рапалой, которому приписывают создание первой в мире плавающей приманки для гольяна, вырезанной из пробки с помощью сапожного ножа, покрытой обертками от шоколадных батончиков и расплавленными негативами фотопленки для защитного внешнего покрытия. Его первая рыболовная приманка была создана и предназначена для ловли щуки. Плавающая приманка для гольяна позже, после создания компании Rapala, стала первой приманкой Rapala.
Компания производит похожую приманку сегодня. Конструкция приманки похожа на ту, что была изначально, за исключением того, что сердцевина сделана из бальзового дерева вместо пробки, а внешнее покрытие теперь представляет собой краску и лак. Оригинальная плавающая минноу, которая теперь называется поплавком № 9, является самой популярной приманкой компании.
Приманки Rapala считаются одними из лучших в мире и продаются в 140 странах, а журнал Field & Stream поставил Rapala Original Floating Minnow на третье место среди «лучших поверхностных приманок, когда-либо созданных» в 2019 году.
Американская дочерняя компания Rapala, Rapala USA, базируется в Миннетонке, штат Миннесота. Команды дизайнеров и разработчиков в США и Финляндии работают вместе над созданием новых приманок или модификацией существующих рыболовных снастей, которые продолжают развиваться. Компания по-прежнему следует практике Лаури Рапала, которая заключается в ручном тестировании каждой произведенной приманки, чтобы убедиться, что она работает так, как задумано. Их продукция продается напрямую потребителю через электронную коммерцию, а также через розничных продавцов, включая Bass Pro Shops и Cabela’s в Соединенных Штатах.
Rapala владеет 100% акций 13 Fishing (группы брендов, ориентированных в первую очередь на рыболовов и рыбалку) и имеет эксклюзивные права на рыболовный бренд Okuma в Европе и России. Они также спонсируют ряд профессиональных рыбаков. Генеральный директор и президент Rapala Николас Седерстрём Вархаловский считает, что приобретение Okuma отправит группу на путь роста, и он также открыт для новых приобретений после общеевропейского запуска Okuma в 2022 году.
За период с июля по декабрь 2020 года операционная прибыль компании увеличилась до 17,3 млн евро по сравнению с 5,8 млн евро годом ранее, что компания связывает с пандемией COVID-19.
Производственные линии
Продукция компании Rapala включает в себя рыболовные приманки, воблеры, джиговые приманки, безлопастные воблеры, поверхностные попперы, филейные ножи, удилища, катушки, плетеные рыболовные лески, рыболовные и охотничьи ножи, одежду и другие товары, связанные с рыбалкой.
Бренды группы Rapala VMC включают, среди прочего, производителя ножей Marttiini, бренды приманок Blue Fox и Storm, производителя лески Sufix и бренд лыж Peltonen.
История компании
1930–1950-е годы: семейный бизнес
Компания Rapala была основана в 1936 году Лаури Рапала. После наблюдения за повадками щуки, Рапала заметил, что рыба часто нацеливается на более медленную и несбалансированную добычу. Это наблюдение привело к созданию первой приманки Rapala, The Original. Приманка характеризовалась слегка смещенным от центра колебательным движением, которое имитировало движения раненой рыбы. Начав как семейный бизнес, Rapala сначала обслуживала потребности местных рыбаков, при этом семье приходилось также уделять время сельскому хозяйству и рыбалке. Тем не менее, молва о приманках начала распространяться, и в 1938 году местный кооперативный магазин в Калккинене начал продавать приманки Rapala, что стало первым коммерческим прорывом для компании. После Зимней войны и последовавшей за ней Войны-продолжения все больше времени и усилий уделялось растущему бизнесу. Сарай был переоборудован в мастерскую, и сыновья Лаури Ристо и Энсио начали помогать в изготовлении приманок. Теперь приманки были надлежащим образом упакованы, а прялка была снабжена наждачной бумагой, чтобы механизировать процесс. В 1950-х годах приманки набирали популярность — до такой степени, что семья Рапала решила уйти из коммерческого рыболовства и работы на ферме, чтобы полностью сосредоточиться на процветающем бизнесе.
1950–1960: Международный рост
В 1955 году первые приманки Rapala были экспортированы в Швецию, а в 1956 году — в Норвегию. Что оказалось решающим поворотом для компании, некоторые из приманок Rapala попали в Соединенные Штаты через американское посольство в Хельсинки, а также через сообщество финских иммигрантов в Америке. Эти приманки привлекли внимание Рона Вебера, владельца компании по продаже рыболовных снастей R. W. Weber Sales. Заинтересованные в распространении приманок, Вебер и его деловой партнер Рэймонд Остром связались с семьей Рапала через Финский торговый совет в Чикаго, и было установлено деловое партнерство, которое продолжается и по сей день. Первоначально называвшаяся The Rapala Company, компания Вебера и Остром в конечном итоге изменила свое название на Normark. Бизнес быстро пошел в гору, но настоящий поворот произошел, когда статья о Rapala была опубликована в журнале Life. По совпадению, статья появилась в выпуске, посвященном смерти Мэрилин Монро, — выпуске, который впоследствии стал самым продаваемым в истории журнала. Огромное освещение в СМИ подстегнуло спрос, что привело к тому, что компания построила свою первую фабрику в Вяяксю, Финляндия, в 1962 году. Вторая фабрика, расположенная в Риихилахти, последовала за ней в 1963 году.
1970–2000: Изменения и диверсификация
В 1974 году, после смерти Лаури Рапала, компания перешла к его сыновьям Ристо, Эско и Энсио, которые долгое время участвовали в бизнесе компании. Именно в это время Rapala была преобразована в общество с ограниченной ответственностью Rapala Oy. В 1982 году компания выпустила приманку Shad Rap, что привело к огромному росту спроса. Shad Rap по-прежнему остается одной из самых продаваемых приманок компании. В начале 1990-х годов Rapala приобрела дистрибьюторскую компанию Normark Scandinavia, что ознаменовало собой значительное расширение компании. В 1995 году семья Рапала продала акции Rapala новой компании, основанной шестью членами семьи Рапала, руководством компании Rapala, Bankers Trust и ее дочерними компаниями и фондами, управляемыми CVC Capital Partners Europe. В 1999 году Rapala приобрела Storm Manufacturing Company, производителя пластиковых приманок. Это было первое крупное приобретение компании с момента покупки компаний Normark в начале 1990-х годов. В 2000 году компания успешно расширила производство различных рыболовных принадлежностей, включая плоскогубцы, щипцы, кусачки, весы, съемники крючков и точилки для крючков. В ноябре 2000 года к Rapala обратился французский производитель крючков VMC. Переговоры закончились покупкой Rapala VMC. В результате название компании изменилось с Rapala Normark Corporation на Rapala VMC Corporation, под которым она известна и сегодня.
Настоящее и будущее
2005 год ознаменовал начало эпохи сильного роста для Rapala, когда компания приобрела и основала дистрибьюторские компании в Южной Африке, Австралии, Малайзии, Китае, Таиланде и Швейцарии. Кроме того, компания приобрела производителя приманок Luhr Jensen в США, производителя ножей Marttiini в Финляндии, поставщика рыболовных лесок Tortue во Франции и производителя беговых лыж Peltonen в Финляндии. После этого Rapala основала фабрику по производству приманок и несколько дистрибьюторских центров в России, дистрибьюторскую компанию в Корее и приобрела бизнес по производству спиннер-приманок Terminator в США. В 2016 году Йорма Касслин, занимавший пост генерального директора компании с 1998 года, покинул этот пост и занял пост президента-председателя. Должность Касслина занял Юсси Ристимяки, предыдущий исполнительный вице-президент компании. В 2020 году Николас Седерстрём Вархаловский был назначен новым президентом и генеральным директором Rapala VMC. Последнее приобретение компании произошло в 2021 году, когда Rapala приобрела права на бренд Okuma в Европе и России.
Устойчивость
В 2020 году корпорация Rapala VMC запустила новую стратегию устойчивого развития, поставив перед собой цель стать одной из ведущих мировых компаний по производству рыболовных снастей с точки зрения устойчивого развития к 2024 году. К 2023 году компания планирует внедрить воблеры, не содержащие свинца, еще больше сократить количество пластика, используемого в упаковке приманок, выпустить новую упаковку без пластика для нескольких категорий продуктов и брендов и перейти на возобновляемые источники энергии во всех своих подразделениях по производству приманок. Rapala взяла углеродный след своего производства приманок в качестве одного из своих ключевых показателей эффективности, который оценивается на регулярной основе. Еще до согласования стратегии устойчивого развития компания активно выявляла и минимизировала свое негативное воздействие на окружающую среду. Действия компании по обеспечению устойчивого развития включали минимизацию отходов, образующихся в результате производственных процессов, использование экологически чистого сырья и минимизацию авиаперевозок. В 2020 году производственные мощности компании по производству приманок в Финляндии и Эстонии перешли на возобновляемые источники энергии, а в 2021 году к ним присоединились и фабрики Marttiini. В 2021 году Sufix, бренд по производству лесок под управлением Rapala, выпустил леску Sufix Recycline Monofilament — первую леску, изготовленную из 100% переработанных материалов.
Популярные приманки
Некоторые из их приманок для ловли сверху (3 фута или меньше) включают в себя:
Некоторые приманки для ныряния средней глубины (около 3–10 футов) могут включать в себя:
Некоторые приманки для глубоководного дайвинга (10 футов и глубже) могут включать в себя:
Приобретения
Отзыв продукции
В январе 2021 года компания Rapala отозвала 128 000 филейных ножей на батарейках, произведенных в период с 2011 по 2018 год, из-за 12 сообщений о возгораниях, вызванных зарядкой аккумуляторов с помощью зарядных устройств, не произведенных Rapala.