Кризис сгоревшей церкви

Кризис сожженной церкви — конфликт в Канаде между народом микмак из Первой нации сожженной церкви (Esgenoôpetitj) и неаборигенными рыболовными промыслами в Нью-Брансуике и Новой Шотландии в период с 1999 по 2002 год.

Решение Верховного суда

Будучи коренными жителями, микмаки заявляют о праве ловить и продавать лобстеров вне сезона. Неаборигенные заинтересованные стороны утверждают, что если это будет разрешено, запасы лобстеров (важный региональный источник дохода и рабочих мест) могут быть истощены.

17 сентября 1999 года Верховный суд Канады вынес решение (R. v. Marshall), в котором признал, что Договор 1752 года и Договор 1760-1761 годов постановили, что мужчина из племени микмаков Дональд Маршалл-младший имел законное право ловить угрей вне сезона. Верховный суд подчеркнул право коренных народов на создание «умеренного образа жизни» по современным меркам посредством торговли и использования ресурсов для получения предметов торговли.

Первая нация Burnt Church интерпретировала решение суда как разрешение ловить лобстеров вне сезона и начала расставлять ловушки. Когда в 1999 году вышло решение суда Маршалла и коренные жители решили воспользоваться своим правом на ловлю рыбы для «умеренного заработка», правительство не было готово иметь дело с правами, гарантированными в решении суда. Правительство начало программу выкупа лицензий у рыбаков-некоренных жителей, чтобы передать их коренным жителям.

Кризис

Разгневанные некоренные жители повредили и уничтожили тысячи ловушек для лобстеров из племени микмак в последующие недели. 3 октября 1999 года около 150 рыболовных судов отправились в залив Мирамичи, чтобы выразить протест против ловцов лобстеров из племени микмак, которые ловили лобстеров вне сезона. Как только лодки вернулись, начались перепалки между некоренными и микмакскими рыбаками после того, как были уничтожены сотни ловушек, принадлежащих коренным жителям. Местные микмаки отомстили, и в последующие ночи начались конфликты, в ходе которых обе стороны получили ранения и был поврежден их имущество. [необходимо разъяснение]

Рыбаки-аборигены отказались отказаться от прав на рыбную ловлю, предоставленных Договором и подтвержденных решением Маршалла. Микмаки разбили вооруженный лагерь на пристани в Бернт-Черч, чтобы защитить коренных жителей, продолжающих ловить омаров в заливе. Неделю спустя министр рыболовства Херб Дхаливал встретился с лидерами коренных народов, чтобы попытаться найти способ ослабить напряженность. Все, кроме двух из тридцати четырех групп Первых Наций, согласились на добровольный мораторий на рыбную ловлю. Группы Бернт-Черч и Индиан-Брук отвергли идею государственного регулирования. Также в октябре в Бернт-Черч была сожжена дотла священная церемониальная беседка коренных народов, где трое мужчин-микмаков оказались в больнице после того, как их грузовик был протаранен транспортным средством, управляемым некоренным населением, в несвязанном с этим инциденте. В Ярмуте, Новая Шотландия, 600 рыбаков, вооруженных винтовками и дробовиками, блокировали гавань Ярмута в рамках незаконной блокады, призванной не допустить коренных жителей к воде путем запугивания. Лодка для ловли омаров, принадлежавшая не имеющему статуса коренному лицу, также была потоплена в Ярмуте.

18 октября 1999 года Коалиция рыбаков Западной Новы, организация в Ярмуте, Новая Шотландия, подала ходатайство о повторном слушании апелляции и попросила отменить решение до нового слушания. 17 ноября 1999 года Верховный суд заявил, что повторного слушания не будет; однако, чтобы устранить путаницу, суд вынес новое постановление, известное как Маршалл 2, для разъяснения пунктов, изложенных в первоначальном решении Маршалла. Федеральное правительство приказало микмакам сократить общее количество используемых ловушек для омаров, оставив членам Первой нации Сожженной церкви в общей сложности 40 ловушек на всю общину. Некоторые микмаки воспротивились этому, заявив, что у них уже есть методы сохранения, гарантирующие, что популяция омаров не будет истощена у побережья Атлантики.

В 2000 и 2001 годах нарастающий конфликт привел к серии противостояний между Королевской канадской конной полицией и представителями коренных народов, в результате чего был произведен ряд арестов. 9 августа 2000 года участники группы проголосовали за отказ от федерального регулирования рыболовства, несмотря на предложение правительства предоставить пять хорошо оборудованных лодок и построить новую пристань стоимостью 2 миллиона долларов. Оттава хотела установить лимит в 40 ловушек, но группа заявила, что имеет право установить более 5000 ловушек. В то время в этом районе рыболовства было доступно 743 лицензии на 300 ловушек каждая, что в общей сложности составляло 222 900 ловушек каждый сезон для коммерческих рыбаков, большинство из которых не были коренными народами. На следующей неделе напряженность в Сгоревшей церкви снова возросла, поскольку разъяренный Микмак объявил войну Министерству рыболовства и океанов (DFO) после ночного рейда на несколько ловушек для омаров в заливе Мирамичи. Были арестованы четыре человека, изъяты одна лодка и более 700 ловушек. Рыбаки из числа коренного населения в знак протеста устроили блокаду шоссе 11, главного коммерческого маршрута в провинции. Микмак заявил, что офицеры направили на них оружие, но DFO опроверг обвинения, заявив, что использовался только перцовый баллончик и вытащили одну дубинку.

Когда рыбаки Burnt Church продолжили ловлю омаров, федеральное правительство заявило, что инспекторы по рыболовству продолжат изымать ловушки и производить аресты. Но они также призвали лидеров коренных народов вернуться за стол переговоров, заявив, что группа Burnt Church отказалась даже встретиться с его федеральным переговорщиком. Федеральное правительство предложило заплатить за рыболовный причал стоимостью 2 миллиона долларов и пять новых рыболовных судов для микмаков. Микмаки отклонили предложение, посчитав, что оно может быть истолковано как отказ от их законных прав на рыболовство. После того, как микмаки отказались от этого предложения, лодки Департамента рыболовства и океанов стали более агрессивными в своих попытках помешать рыбакам коренных народов устанавливать ловушки в водах залива Мирамичи. Они прибегли к использованию своих лодок, чтобы переехать рыболовные суда микмаков, заставив коренных жителей спуститься в воду. Усилия по вмешательству обошлись федеральному правительству более чем в 15 миллионов долларов, не включая последующие судебные издержки.

Отчет

В апреле 2002 года в федеральном отчете по кризису предлагалось снять ряд полицейских обвинений и выплатить рыбакам компенсацию за поврежденные ловушки и лодки. Однако также рекомендовалось, чтобы рыбакам из числа коренных народов разрешалось ловить рыбу только в сезон и чтобы они получали лицензии на ловлю рыбы, как и рыбаки некоренного происхождения.

Соглашение в принципе

Кризис завершился, когда с общиной Сгоревшей церкви было подписано Принципиальное соглашение, которое давало им право ловить рыбу для жизнеобеспечения, но отказывало им в праве ловить и продавать омаров.

Документальный фильм

Кризис сожженной церкви стал темой документального фильма 2002 года Аланис Обомсавин «Воюет ли с нами корона?».

Прокрутить вверх