Рыбное колесо, также известное как лососевое колесо, представляет собой устройство, устанавливаемое в реках для ловли рыбы, которое выглядит и работает как водяная мельница. Однако, в дополнение к лопастям, рыбное колесо оснащено проволочными корзинами, предназначенными для ловли и переноса рыбы из воды в близлежащий резервуар для сбора. Течение реки давит на погруженные лопасти и вращает колесо, пропуская корзины через воду, где они перехватывают плывущую или дрейфующую рыбу. Естественно, сильное течение наиболее эффективно для вращения колеса, поэтому рыбные колеса обычно располагаются в мелких реках с быстрым течением, рядом с порогами или водопадами. Корзины построены под наклоном наружу с открытым концом, так что рыба выскальзывает из отверстия в резервуар для сбора, где она ожидает сбора. Урожайность увеличивается, если рыба, плывущая вверх по течению, направляется к колесу с помощью плотин.
Рыбные колеса использовались на реке Колумбия в Орегоне крупными коммерческими предприятиями в начале двадцатого века, пока они не были запрещены правительством США за их вклад в уничтожение популяции лосося (см. ниже). Широкое использование колеса при ловле лосося (в частности, таких видов лосося, как чавыча, кета, кижуч, нерка и горбуша) и других проходных видов рыб дало рыбным колесам их второе название — лососевые колеса. Хотя лосось был приоритетом для коммерческих рыбаков и коренных народов (хотя и по разным причинам), другие рыбы, такие как стальноголовый лосось (Oncorhynchus mykiss irideus), оолиган (Thaleichthys pacificus) и тихоокеанская минога (Entosphenus tridentatus), также считались ценной добычей. Хотя колесо для ловли рыбы наиболее известно благодаря своему присутствию на северо-западном побережье Северной Америки, ведутся споры о том, была ли эта технология завезена сюда азиатскими мигрантами, приехавшими на золотые прииски, шотландскими и русскими мигрантами или же она была потенциально скандинавским изобретением где-то на рубеже двадцатого века.
Появление технологии рыбного колеса в начале двадцатого века также привлекло интерес различных общин коренных народов северо-запада Северной Америки, а также собачьих упряжек. В конечном счете, эффективность колеса оказалась отличным средством существования для голодных ездовых собак и людей, и начала привлекать общины к плодородным рекам, где они начали использовать колеса, чтобы прокормить себя. Это изменило обычные охотничьи угодья для многих общин, включая некоторых северных атабасков, которые начали уделять больше внимания рыболовству, чем охоте.
С тех пор, несмотря на то, что это иностранная технология, колесо для рыбы стало культурно встроенным инструментом для самодостаточных общин и коренных народов северо-западной части Северной Америки; последние включили его в некотором роде в свои традиционные экологические знания. Кроме того, сегодняшние колеса для рыбы переживают своего рода благотворный ренессанс, когда были введены строгие правила и положения как в Канаде, так и в Соединенных Штатах, чтобы ограничить их коммерческое использование, и вместо этого поощряются как средство для пропитания небольших общин, не подключенных к электросети, и в целях сохранения природы.
Значение лосося на северо-западе Северной Америки
Внедрение рыбных колес на северо-западе Тихого океана на заре двадцатого века сделало лосося прибыльным товаром для новых поселенцев, но они также внесли значительный вклад в уничтожение различных популяций лосося вдоль побережья. Это не только повлияло на экологию окружающей среды этого района, но и стало большой проблемой для окружающих коренных общин, поскольку лосось долгое время был культурно укоренившейся пищей и видом для таких народов коренных народов по многим причинам, которые можно увидеть в их традициях копчения мяса лосося, в одежде, используемой в ритуалах, и в заметном изображении лосося в искусстве коренных народов. Уникальный жизненный цикл лосося — когда рыба мигрирует из океана вверх по рекам, чтобы метать икру и умирать, и чья икра повторяет цикл, возвращаясь в океан, чтобы созреть, — сделал его интересным источником пищи, в частности, потому что разные виды лосося нерестятся в разное время года и в разных реках. Поэтому, как пища, не вездесущая в течение года, прибытие нового лосося, путешествующего вверх по рекам, чтобы метать икру, было праздником. Несмотря на различия в культурных традициях многих прибрежных племен Северо-Запада, этот праздник, известный как Первая церемония лосося, является церемонией, которую все такие общины разделяют, и все радуются возвращению лосося. Такая зависимость от возвращения этой рыбы сделала коренные общины побережья чувствительными к здоровому размножению путешествующего лосося, и таким образом, так же как возвращение лосося возвещало о сезоне урожая, оно также предостерегало рыбаков от сбора урожая только выборочного количества, чтобы оставалось достаточно лосося для нереста и, в конечном итоге, возвращения в следующем году. Эта модель сезонного соблюдения и умеренности создала надежно возобновляемый источник пищи и естественно устойчивые отношения между людьми и лососем. Учитывая это, традиционные экологические знания коренных народов все больше становятся важной темой для обсуждения при решении политических вопросов экологической устойчивости. Промышленное рыболовство, начатое евро-американскими поселенцами в конце девятнадцатого века, не только серьезно нарушило продовольственный суверенитет и продовольственную безопасность местных коренных общин, но и было воспринято этими общинами как неуважение к лососю и их образу жизни. Это, среди прочего, способствовало напряженности между коренными и некоренными общинами Северо-Запада.
История северо-запада Северной Америки
Река Колумбия, Орегон
Обилие лосося в реке Колумбия в штате Орегон сделало этот район популярным среди евро-американских торговцев и бизнесменов в девятнадцатом веке, которые быстро закрепили прибыльный бизнес торговли с коренными общинами, речными судами и пароходами, путешествующими вдоль побережья Тихого океана. Однако ландшафт торговли резко изменился с расцветом промышленной революции и приходом Северной тихоокеанской железной дороги в Орегон в 1883 году. Революция также принесла с собой новые технологии в области сохранения продуктов питания — в частности, консервирования — и, следовательно, новые типы предпринимателей, которые увидели в реке Колумбия возможности для создания консервных заводов по переработке лосося. Эти компании стратегически разместили свои заводы в начале миграции лосося вверх по течению, когда рыба еще не была ослаблена и ранена во время своего путешествия. Однако это означало, что пойманный лосось еще не метал икру, что оказалось очень вредным для популяции. К концу 1880-х годов было построено тридцать консервных компаний, которые принесли с собой новые методы добычи, включая береговой невод, жаберные сети и рыболовные колеса. Колеса, в частности, были чрезвычайно эффективны в бурлящих водах Колумбии. Например, одно рыболовное колесо зафиксировало улов в 227 000 фунтов лосося за один день в 1894 году. К 1900 году семьдесят шесть рыболовных колес были возведены между Каскадами, водопадами Селило и порогами Даллес. 1911 год ознаменовался самым высоким годом добычи в сорок семь миллионов фунтов рыбы, но также привлек внимание к быстро сокращающейся популяции лосося. Эффективность рыболовных колес сделала их непопулярными среди других рыбаков на Колумбии, включая коренные общины, лишенные своих традиционных охотничьих угодий, любителей жаберных сетей вниз по течению и даже любителей спортивной рыбалки, которые считали колеса неблагородными. Напротив, операторы рыболовных колес обвинили флотилии жаберных сетей в уничтожении популяции лосося. Спор разгорелся и привлек внимание защитников окружающей среды и правительственных чиновников, которые вскоре присоединились к обсуждению, и в конечном итоге был принят закон об ограничении добычи лосося, включая ограничения на жаберные сети и запрет на рыболовные колеса, которые были официально запрещены в Орегоне к 1926 году и в Вашингтоне в 1934 году.
Судебная тяжба под названием Соединенные Штаты против Винанса иллюстрирует климат отношений коренных народов с государством в то время в отношении лишения земель и воды в результате посягательств на такие рыболовные отрасли. Соединенные Штаты недавно заключили несколько договоров с некоторыми племенами коренных народов северо-запада Тихого океана, по которым земля, оккупированная коренными народами, была захвачена государством в обмен на денежную компенсацию и небольшие земельные резервы («резервации»), где указанным племенным общинам были гарантированы безопасность соблюдения своих культурных традиций, включая охоту и рыбалку. Благодаря новым договорам рыболовные и консервные компании получили возможность строить свои предприятия на территории, которая когда-то принадлежала коренным народам. Братья Линеас и Одюбон Винанс, например, в 1890-х годах организовали лицензированное государством предприятие по производству рыбного колеса возле водопада Селило, что опустошило местный промысел лосося, который в противном случае имел решающее значение для племен, расположенных ниже по течению, таких как Уматилла, Якама и Нез Персе. народы. Аналогичным образом, под защитой этих недавно заключенных договоров, операция братьев Винанс также юридически и принудительно запретила этим коренным народам проход к их традиционным рыболовным угодьям. Коренные народы вели борьбу против государства за восстановление прав на свои земли, после чего суд штата Вашингтон вынес решение в пользу вайнанов на основании их исключительных прав на частную собственность. В ответ община коренных народов подала иск с требованием запретить братьям прекратить использование их рыбного колеса.
Аляска и Юкон
В 1949 году человек, управлявший рыболовным колесом примерно в двадцати милях к югу от Форт-Юкона, спровоцировал небольшую золотую лихорадку, когда он обнаружил в корзинах колеса самородки золота размером с горошину, и местная радиостанция поймала эту новость. Самолеты Буша доставили множество старателей, которые разбили лагерь вдоль восьми миль реки Юкон, в котором находились небольшая кофейня и магазин одежды, и приступили к промывке русла реки. К сожалению, золота не нашли, и все, кроме двух первоначальных самородков, оказались латунными. Те два, которые были золотыми, предположительно принадлежали остаткам старого тайника старателя, и, как сообщалось, стоили всего два доллара.
Текущее использование
Аляска и Юкон
На Аляске и территории Юкон добыча лосося важна для самодостаточных общин и отдельных лиц, как для людей, так и для команд на собачьих упряжках. Департамент рыболовства и дичи Аляски будет выдавать разрешения на использование рыболовных колес в таких личных обстоятельствах, но в соответствии со строгими правилами и положениями и только в определенных районах рек Читина и Коппер. Учитывая, что эти реки пересекают страны Канады и США, утвержденные государством правила и положения между Аляской и Юконом схожи. Кроме того, учитывая нестабильное положение местной популяции лосося и ее важность для коренных общин, инициативы, инициированные сообществом, такие как Группа по реке Юкон, предлагают важные предложения государственным политикам в обеих странах, которые учитывают культурную значимость лосося и важность сохранения его вида. Например, одной из многих инициатив, продвигаемых этой группой, является программа для молодежи коренных народов, которая включает, среди многих других традиционных взаимодействий с лососем, обучение управлению рыболовным колесом.
Охрана дикой природы
Департамент рыболовства и дичи Аляски в настоящее время использует девять рыболовных колес, расположенных вдоль реки Юкон, чтобы помочь количественно оценить популяцию мигрирующих видов лосося, как и Совет по рыболовству Нисгаа с колесами в реке Насс в Британской Колумбии. Департамент рыболовства и дикой природы Вашингтона также использует рыболовные колеса для оценки запасов лосося и не разрешает использовать их для коммерческой выгоды. Однако многочисленные исследования показали, что этот метод живой ловли, когда рыба некоторое время содержалась в резервуарах для хранения, а затем подвергалась физическим манипуляциям в процедурах маркировки, вызывал стресс у выпущенных особей и в конечном итоге препятствовал их способности плыть вверх по течению. Чтобы смягчить стресс, вызванный этими процедурами, с 2001 по 2003 год исследователи тестировали реализацию системы видеозаписи, запускаемой событием, на рыболовных колесах в дренаже реки Юкон на Аляске. В этих системах пойманная рыба запускала затвор камеры, который документировал каждую рыбу, проходящую через колесо, тем самым устраняя необходимость в человеческом вмешательстве. В ходе этих экспериментов данный метод также продемонстрировал повышение точности подсчета рыб, однако стоимость оборудования для видеозаписи делает его широкомасштабное внедрение ограниченным.