Весло — это портативный инструмент с удлиненной ручкой и плоским расширенным дистальным концом (т. е. лезвием), используемый в качестве рычага для приложения силы к лопастному концу. Чаще всего он описывает полностью портативный инструмент, используемый для приведения в движение гидроцикла с приводом от человека путем толкания воды в направлении, противоположном направлению движения (т. е. гребле). Оно отличается от весла (которое похоже по форме и выполняет ту же функцию при гребле) тем, что последнее крепится к плавсредству через точку опоры.
Однако термин «весло» может также использоваться для описания объектов схожей формы или функции:
Весла для каноэ и каяков
Материалы и конструкции
Весла, обычно используемые в каноэ, состоят из деревянного, стекловолоконного, углеродного волокна или металлического стержня (вал) с ручкой на одном конце и жесткой пластиной (лопасть) на другом конце. Весла для использования в каяках длиннее, с лопастью на каждом конце; ими управляют с середины вала.
Весла для каяка, имеющие лопасти в одной плоскости (если смотреть вниз по древку), называются «неоперенными». Весла с лопастями в разных плоскостях называются «оперенными». Оперенные весла измеряются по степени оперения, например, 30, 45 или даже 90 градусов. Многие современные весла сделаны из двух частей, которые могут быть соединены вместе в оперенном или неоперенном положении. Древко обычно прямое, но в некоторых случаях добавляется «кривошип», чтобы сделать весло более удобным и уменьшить нагрузку на запястье. Поскольку весло для каяка не поддерживается лодкой, желательны весла из более легких материалов; вес весла для каяка нередко составляет два фунта (32 унции (910 граммов)) или меньше, а очень дорогие весла могут быть всего лишь 22 унции (620 граммов). Экономия веса более желательна на концах весла, чем в середине.
Более дешевые весла для каяков имеют алюминиевый стержень, а более дорогие используют более легкий стержень из стекловолокна или углеродного волокна. Некоторые весла имеют стержень меньшего диаметра для людей с маленькими руками. Длина весла варьируется: более длинное весло лучше подходит для более сильных людей, более высоких людей и людей, использующих весло в более широком каяке. Некоторые производители весл предлагают онлайн-калькулятор размера весла. Лопасти различаются по размеру и форме. Лопасть с большей площадью поверхности может быть желательной для сильного человека с хорошими плечевыми суставами, но утомительной для более слабого человека или человека с неидеальными плечевыми суставами.
Поскольку обычная гребля подразумевает попеременное опускание и подъем лопастей весла, цвет лопастей может повлиять на видимость каякера для операторов моторных лодок в условиях ограниченной видимости. По этой причине белые или желтые лопасти могут обеспечить преимущество в безопасности по сравнению с черными или синими лопастями. Конечно, каякеры должны носить налобный фонарь или иметь другое освещение на своем каяке в условиях ограниченной освещенности. Однако, если оператор моторной лодки должен смотреть прямо на солнце, стоящее низко в небе, чтобы увидеть каякера, движение ярко окрашенных лопастей весла может иметь большее значение, чем освещение на каяке. Высокоотражающая водостойкая лента (например, лента SOLAS) может быть прикреплена к лопастям весла и лодке для улучшения видимости.
Использовать
Весло держат двумя руками на некотором расстоянии друг от друга. При обычном использовании его тянут по воде спереди (нос) назад (корму), чтобы вести лодку вперед. Две лопасти весла для каяка поочередно опускают с обеих сторон каяка. Весло отличается от весла тем, что весло удерживается в руках пользователя и полностью поддерживается гребцом, тогда как весло в основном поддерживается лодкой с помощью уключин. Можно надевать перчатки, чтобы предотвратить образование волдырей при длительной гребле.
Другие типы
На механических колесных пароходах моторизованное движение осуществляется не с помощью массы весел или лопастей, а путем вращения одного или нескольких гребных колес (скорее наоборот, чем в водяной мельнице).
Гоночные весла также имеют особую конструкцию. Они, как правило, менее плоские и изогнутые, чтобы захватывать больше воды, что позволяет гонщикам-гребцам максимизировать эффективность своего гребка. Лопатки с крыльями очень популярны в гонках на байдарках. Лопатка с крыльями выглядит как ложка и действует как крыло или парус, создавая подъемную силу на выпуклой стороне, которая тянет весло вперед-наружу за счет преодоления сопротивления. Это дает дополнительную тягу вперед по сравнению с плоским веслом с тягой вперед в основном за счет сопротивления. Лопатки с изогнутым стержнем, популярные у любителей трипинга и марафонских каноэ, имеют лопасть, которая расположена под углом к стержню, обычно от 12 до 15 градусов.