Поймать и отпустить — это практика в любительском рыболовстве, когда после поимки часто выполняется быстрое измерение и взвешивание рыбы, за которым следует постановочная фотография в качестве доказательства улова, а затем рыба снимается с крючка и возвращается живой в воду. Используя крючки без бородки, часто можно отпустить рыбу, не вынимая ее из воды (часто достаточно провисшей лески).
Поймал и отпустил — это природоохранная практика, разработанная для предотвращения чрезмерного вылова рыбных запасов в условиях роста численности населения, растущего экологического давления, все более эффективных рыболовных снастей и методов, неадекватных правил рыболовства и правоприменения, а также деградации среды обитания. Спортивные рыболовы практикуют метод «поймал и отпустил» на протяжении десятилетий, в том числе с некоторыми видами рыб, находящимися под сильным давлением.
История
В Соединенном Королевстве более века ловцы рыбы используют принцип «поймал-отпустил» для предотвращения исчезновения целевых видов в интенсивно используемых водах. Со второй половины 20-го века многие лососевые и форелевые реки были переведены на полный или частичный принцип «поймал-отпустил». В Шотландии на реке Ди действует политика полного «поймал-отпустил» для лосося, гриля и форели.
В Соединенных Штатах метод «поймал-отпустил» был впервые введен в качестве инструмента управления в штате Мичиган в 1952 году в попытке снизить стоимость зарыбления форели, выращенной в инкубаторе. Рыболовы, которые ловят рыбу ради развлечения, а не ради еды, приняли идею выпуска рыбы во время рыбалки в зонах «без убоя». Защитники окружающей среды выступали за метод «поймал-отпустил» как способ обеспечения устойчивости и предотвращения перелова рыбных запасов. Ли Вульф, рыболов-нахлыстовик из Нью-Йорка, писатель и режиссер, пропагандировал метод «поймал-отпустил» еще в 1936 году фразой «Промысловая рыба слишком ценна, чтобы ее поймать только один раз». Дон Мартинес, владелец магазина по продаже мушек из Западного Йеллоустона, штат Монтана, пропагандировал метод «поймал-отпустил» в своих информационных бюллетенях 1930–40-х годов, которые он рассылал рыболовам Востока.
В Австралии метод «поймал-отпустил» прижился медленно, некоторые пионеры практиковали его в 1960-х годах, и эта практика постепенно стала более распространенной в 1970-х и 1980-х годах. Метод «поймал-отпустил» в настоящее время широко используется для сохранения — и действительно имеет решающее значение для сохранения — уязвимых видов рыб, таких как крупная, долгоживущая местная пресноводная мюррейская треска и ценный, медленно растущий, интенсивно вылавливаемый австралийский окунь, интенсивно вылавливаемые прибрежные виды, такие как темный плоскоголовый, и ценная промысловая рыба, такая как полосатый марлин.
В Ирландии метод «поймал-отпустил» использовался в качестве инструмента сохранения для промысла атлантического лосося и морской форели с 2003 года. В ряде промыслов теперь действуют обязательные правила «поймал-отпустил». Метод «поймал-отпустил» для грубой рыбы использовался рыболовами-любителями с тех пор, как эти виды стали вылавливаться на этом острове. Однако метод «поймал-отпустил» для атлантического лосося потребовал значительного изменения отношения рыболовов к ресурсу ловли лосося. Чтобы побудить рыболовов практиковать метод «поймал-отпустил» во всех промыслах, был введен ряд государственных стимулов.
В Канаде для некоторых видов обязателен принцип «поймай и отпусти». Канада также требует в некоторых случаях использовать крючки без бородки, чтобы облегчить освобождение и минимизировать травмы.
В Швейцарии и Германии ловля рыбы по принципу «поймал-отпустил» считается бесчеловечной и теперь запрещена. В Германии Закон о защите животных гласит, что «никто не может причинять животному боль, страдания или вред без веской причины». Это не оставляет никаких правовых оснований для ловли и отпускания из-за его предполагаемого отсутствия «весьма важной причины», и, таким образом, личная рыбалка разрешена исключительно для немедленного потребления в пищу. Кроме того, запрещено выпускать рыбу обратно в воду, если она превышает минимальные требования по размеру и не является охраняемым видом или находится в закрытом сезоне.
В 2011 году Служба национальных парков в Йеллоустонском национальном парке начала отменять десятилетия регулирования, поощрявшего ловлю и отпускание, а также другие методы, защищавшие популяции рыб. Во имя сохранения местных рыб они ввели обязательные правила отстрела радужной и ручьевой форели в бассейне реки Ламар и поощряли неограниченный вылов и утилизацию неместных видов, включая ручьевую форель в некоторых парковых водах.
Методы
В 21 веке особое внимание уделялось разработке и совершенствованию научно обоснованных методов для повышения вероятности выживания выпущенной рыбы (например, см. исследование Стивена Дж. Кука). Эта работа привела к разработке Технических руководств ФАО ООН по любительскому рыболовству.
Эффективные методы ловли рыбы по принципу «поймай и отпусти» позволяют избежать чрезмерного времени борьбы рыбы и обработки, используя достаточно прочные снасти и крючки без бородки, избегать повреждения кожи рыбы, чешуи и слоев слизи от сетей, сухих рук и сухих, горячих или шероховатых поверхностей (которые делают рыбу уязвимой для кожных инфекций оомицетов), а также избегать повреждения связок челюстей и позвонков, подвешивая рыбу за челюсти или жабры для взвешивания или обработки. Если необходимо использовать сеть, важно, чтобы она была предварительно смочена и не была абразивной для рыбы (например, сетка с резиновым покрытием или очень плотная легкая сетка), поскольку рыба может легко повредить себя в обычной сети во время рывков. Использование крючков без бородки является важным аспектом ловли и отпускания; крючки без бородки сокращают травмы и время обработки, увеличивая выживаемость. Часто рыбу, пойманную на крючки без бородки, можно отпустить, не вынимая ее из воды, и крючок(и) легко выскальзывают одним щелчком плоскогубцев или поводка. Крючки без бородки можно приобрести у нескольких крупных производителей или изготовить из стандартного крючка, раздавив бородку(ы) плоскогубцами с острыми носами. Некоторые рыболовы избегают крючков без бородки из-за убеждения, что слишком много рыбы ускользнет. Сосредоточившись на том, чтобы леска всегда была натянута во время борьбы с рыбой, оснастив приманки без них заводными кольцами и используя крючки с загнутым жалом или крючки в стиле «Triple Grip» на приманках, можно поддерживать показатели улова с крючками без бородки такими же высокими, как и с крючками с бородкой.
В одном исследовании, посвященном ручьевой форели, было обнаружено, что крючки без бородки не оказывали статистически значимого влияния на уровень смертности, когда рыба попадала на крючок во рту, но было отмечено, что они снижали смертность по сравнению с крючками с бородкой, если рыба попадала на крючок глубже. Исследование также показало, что ловля на наживку не приводит к значительно более высокой смертности, если она используется активным способом, а не пассивным, когда рыба заглатывает наживку.
Эффекты от поимки и освобождения различаются от вида к виду. Исследование рыбы, пойманной на мелководье Большого Барьерного рифа, показало высокий уровень выживаемости (97%+) для отпущенной рыбы, если с ней правильно обращаться и особенно если ее поймать на искусственные приманки, такие как блесны. Рыба, пойманная на блесны, обычно попадает на крючок чисто в рот, что минимизирует травмы и облегчает освобождение. Другие исследования показали несколько более низкие показатели выживаемости для рыбы, попавшейся на крючок наживки, если леска обрезана, и рыба отпущена, не пытаясь снять крючок.
Дебаты о боли у выпущенной рыбы
Противники принципа «поймай и отпусти» утверждают, что рыбы — это высокоразвитые позвоночные, которые разделяют многие из тех же неврологических структур, которые у людей связаны с восприятием боли. Они ссылаются на исследования, показывающие, что в неврологическом плане рыбы очень похожи на высших позвоночных, и что химия крови показывает, что гормоны и метаболиты крови, связанные со стрессом, довольно высоки у рыб, борющихся с крючком и леской. Идея о том, что рыбы не чувствуют боли во рту, была изучена в Эдинбургском университете и Институте Рослина путем инъекции пчелиного яда и уксусной кислоты в губы радужной форели; рыбы отреагировали, потирая губы о стенки и дно своих аквариумов, пытаясь избавиться от ощущения.
Ведущий исследователь Линн Снеддон написала: «Наше исследование демонстрирует ноцицепцию и предполагает, что болезненная стимуляция у радужной форели имеет неблагоприятные поведенческие и физиологические эффекты. Это соответствует критериям боли у животных». В статье 2014 года дается критика существующих исследований, которые якобы демонстрируют, что рыбы чувствуют боль. Джеймс Д. Роуз из Университета Вайоминга утверждает, что это может демонстрировать химическую чувствительность, а не боль, и что доказательства болевой чувствительности у рыб неоднозначны.
Травмы и смертность выпущенной рыбы
Метаисследование 2005 года показало, что средний уровень смертности при поимке и выпуске составил 18%, но сильно различался в зависимости от вида. В ходе исследования Департамента охраны дикой природы Оклахомы до 43 процентов выпущенной после поимки рыбы погибли в течение шести дней из-за ненадлежащих процедур удержания и взвешивания во время турниров. Более поздние исследования, проведенные в Монтане, показали, что около 20% выпущенной форели погибают от травм или стресса, а у тех, кто не погиб, полученные травмы могут значительно снизить их способность питаться и расти.
Новые исследования показывают, что метод «поймал и отпустил» не очень хорошо работает с рыбой, пойманной во время глубоководной рыбалки. Большинство видов глубоководных рыб страдают от внезапного изменения давления, когда их ранят на поверхность с большой глубины; эти виды не могут достаточно быстро приспособить физиологию своего тела, чтобы следовать изменению давления. Результат называется «баротравмой». У рыб с баротравмой будет сильно раздутый плавательный пузырь, выступающий изо рта, выпученные глазные яблоки и часто другие, более тонкие, но все же очень серьезные травмы. После освобождения рыба с баротравмой не сможет плавать или нырять из-за раздутого плавательного пузыря. Распространенной практикой было сдувание плавательного пузыря путем прокалывания его тонким острым предметом перед попыткой освободить рыбу. Новые исследования также показывают, что как баротравма, так и практика сдувания плавательного пузыря наносят большой вред рыбе, и что показатели выживаемости пойманных и отпущенных глубоководных рыб чрезвычайно низки. Баротравма требует, чтобы рыба была поймана на глубине не менее 10–15 м (30–50 футов) ниже поверхности. Многие виды рыб, выловленные на поверхности, такие как марлиновые, и все виды рыб, выловленные с берега, не соответствуют этому критерию и, таким образом, не страдают баротравмой.